Государственный визит императора Николая II в Швецию состоялся 26 июня 1909 г. Яхта «Штандарт», на борту которой находилось августейшее семейство, прибыла по соображениям безопасности не в Стокгольм, а в королевский дворец Туллгарн в пригороде столицы.
29 июня Николай II с семьей прибыл в Стокгольм. В тот же вечер шведский король Густав V устроил в королевском дворце государственный прием в честь русского самодержца.
Николай II и Король Густав V среди прочего обсуждали вопрос о статусе Аландских островов.
Императорская яхта «Штандарт» в Швеции, 1909. РГАВМФ

Российский император Николай II (слева) с адмиралом Арсеньевым на палубе яхты "Штандарт" во время визита в Стокгольм (Виролахти), 1909. РГАВМФ

Прибытие короля Швеции на яхту "Штандарт", Виролахти.

Обед на яхте «Штандарт» во время визита в Швецию, 1909. РГАВМФ

Русская императрица Александра Федоровна, Король Швеции Густав V, император Николай II и королева Швеции Виктория на борту королевской шлюпки «Васаорден» во время государственного визита императора Николая II в Швецию, Стокгольм
Фотооткрытка, 1909, фотоателье Almberg & Preinitz

Перед "Гранд-отелем" собрались толпы людей, чтобы наблюдать за церемонией прибытия русского императора, Стокгольм
Фотооткрытка, фотоателье Almberg & Preinitz

Российский император Николай II и Король Швеции Густав V в Стокгольме, прибытие в Логардстраппан, 26 июня 1909 г.
Фотоателье Almberg & Preinitz

Король Швеции Густав V и Министр иностранных дел России А.П.Извольский, 1909 г.
Автор фотографии К.К.Булла, РГАВМФ

Император Николай II с семьей во время визита
Фото из архива ТАСС

Уход императорского отряда из Стокгольма, 1909 г.
РГАВМФ

ПИСЬМО ГУСТАВА V НИКОЛАЮ II
Стокгольм. 16 февраля 1915 г.
Мой дорогой Ники.
Узнав, что возбужден вопрос об обмене ранеными военнопленными между Россией и Австро-Германией, спешу отправить тебе настоящее письмо. Ты можешь не сомневаться в том, что я испытал бы чувство большого удовлетворения, если бы мог принести какую-нибудь пользу в этом деле, и что я готов сделать все решительно для облегчения этого обмена и дать своему правительству все необходимые инструкции, могущие способствовать осуществлению этого гуманного предприятия.
Ты понимаешь, дорогой Ники, как сильно волнуют меня все ужасы этой страшной войны. И вполне естественно, что от мысли заняты изысканием средств, могущих положить быстрый конец этой ужасной бойне. Но я не представляю себе, каким путем этого можно достигнуть, и совесть моя побуждает меня сказать тебе, что в любой момент, раньше или позже, когда ты найдешь это удобным, я готов тебе всемерно служить в этом деле.
Если эти строки заставят тебя призадуматься, я буду чрезвычайно счастлив и на всякий случай попрошу тебя написать мне несколько слов о том, как ты смотришь на мое предложение услуг. Я твердо верю, что из уважения к нашей старой дружбе ты не истолкуешь ложно мое настоящее письмо.
Глубоко и неизменно любящий тебя и Алике твой преданный тебе кузен и друг Густав.
ПИСЬМО НИКОЛАЯ II ГУСТАВУ V
Ц. Ставка.
4 июня 1916 г.
Мой дорогой Густав.
Благодарю тебя за твое письмо, как и за уверения в дружбе и в добрососедских отношениях, доставившие мне большое удовольствие.
Я помню переговоры, которые шли в 1908 г. об Аландских островах. В то время Россия очень близко приняла к сердцу благожелательное обсуждение и решение этого вопроса к полному удовлетворению Швеции.
Когда вспыхнула эта ужасная война, мы были вынуждены принять на этих островах ряд мер предосторожности, повелительную необходимость которых, я уверен, ты хорошо понял. Одновременно с этими мерами мое правительство, действуя, полтора года тому назад по собственной инициативе, предупредило о них шведское правительство, дав ему искреннее и исчерпывающее объяснение истинного значения оборонительных сооружений, возведенных на некоторых из этих островов. Недавно, по особому предписанию, мой посланник в Стокгольме повторил те же уверения.
Таким образом, кажется мне, у твоей страны нет оснований для беспокойства в связи с этим вопросом. Если тем не менее ты считаешь целесообразным, чтобы шведское правительство начало по этому поводу новые переговоры, я изъявляю на это мое согласие.
Но чрезвычайно важно, чтобы обе стороны вели их в том же примирительном духе; только на почве взаимного понимания можно охранять взаимные интересы в целях укрепления добрососедских отношений.
Источник: Дневники и документы из личного архива Николая II: Воспоминания. Мемуары.—Харвест, 2003.
В центральном сквере Стокгольма, где должна была состояться торжественная встреча императора Николая II, шведский социалист Яльмар Вонг по ошибке выстрелил в шведского генерал-майора Отто Людвига Бекмана, приняв его за русского гостя. Осознав свою трагическую ошибку, Я.Вонг покончил с собой на месте выстрелом в висок.